ООО "Альминда"

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Судостроительная, д. 10

8 (8142) 79-80-60

alminda@mail.ru

Краткое описание рыночной ситуации в 2015 г.

     Российский рынок топливных гранул (пеллет) в 2015 году продемонстрировал стабильный рост объемов производства и экспорта продукции, увеличившись на 100 000 т/год. Данная тенденция сохраняется на пеллетном рынке, несмотря на ряд кризисных явлений в экономике. Большинство российских компаний, занимающихся экспортом продукции в 2015 г. не испытывали проблем со сбытом, несмотря на теплую зиму в Европе. Это связано с наличием долгосрочных контрактов у тех производителей, которые работают на рынке в течение последних нескольких лет. В то же время в связи с девальвацией рубля, относительно евро, в экспорте древесных топливных гранул в 2015 г. стали участвовать те компании, которым ранее с логистической точки зрения было невыгодно продавать за рубеж. Во второй половине 2015 г. в экспорте продукции участвовало 157 российских производителей гранул. Отечественные производители активно получают европейские сертификаты EN plus и SPB и выходят на новые рынки. 

     В Европе же напротив ощущались проблемы: крупнейший производитель древесных топливных гранул из Германии - German Pellets – объявил о банкротстве. Сейчас европейцы рассуждают о том, кто и как займет нишу этого предприятия. В 2015 г. данная компания закупала в России древесные топливные гранулы, которые перепродавала под своим брендом в Европе. Сможет ли внешний управляющий «вытащить» пеллетное производство из банкротства и компания будет закрыта – покажет время. Пока же для россиян открываются новые возможности и ниши.

Краткое описание обзора рыночной ситуации в 2016 г.

    Ввод новых мощностей в Иркутской области, как и ожидалось, привел к расширению российского рынка древесных топливных гранул и укреплению российских производителей на европейском направлении поставок. Из-за одновременного снижения объемов производства продукции на ООО «ВЛК» ситуация на рынке в 2016 г.  кардинально изменилась по сравнению с 2015 г., когда здесь доминировала одна компания. В 2016 г. рынок уже не выглядит монополизированным и десятки различных производителей комфортно себя чувствуют.

     Актуальная тема 2015-2016 гг. – сертификация по европейским стандартам. Ряд мелких производителей вынуждены отказаться от экспорта пеллет из-за невозможности получить подобные документы. При этом внутренний рынок потребления древесных гранул по-прежнему практически не развит в России: нет крупных котельных или ТЭЦ на этом виде топлива. Изначально все производители подобной продукции ориентируются на европейский или азиатский рынок сбыта.

     Потребители из Европы, почувствовав то, что продавцы находятся «в их руках» начинают диктовать условия. Это был ожидаемый ход со стороны европейских энергетических компаний. Рынок потребления пеллет в Европе довольно монополизированный. Ряд крупных концернов определяют правила игры и то, что и где они будут закупать. Вместе с тем публично заявляется, что европейские покупатели хотят использовать только легальную продукцию с «зелеными этикетками». Сертификация объявлена добровольной и никого не принуждают получать сертификаты, с одной стороны, с другой же продать пеллеты в Европе без сертификатов уже в 2016 г. становится проблематичным.
     В дальнейшем российский рынок производства древесных пеллет будет расти. Сейчас ожидается введение нормативных актов, запрещающих вывоз древесных отходов на полигоны и складирование их в лесу или на свалках. Производителей древесной продукции будут стимулировать штрафными санкциями к тому, чтобы они занимались переработкой отходов. И один из способов такой переработки – производство пеллет. При этом рынок потребления гранул в России не развит и производители будут искать сбыт в Европе или Азии. Крупные компании смогут получить сертификаты и проблем со сбытом не будет. Поэтому в ближайшие несколько лет эксперты ожидают увеличение объемов производства гранул.
     Если говорить о потребителях, то в 2016 г. зафиксированы одни из первых официальных поставок пеллет в Китай (пока очень небольшие). Возможно, что этот рынок будет развиваться и какой-то объем производимой в России продукции, начнет поступать в эту страну. Южнокорейский рынок уже освоен рядом российских производителей, однако закрепился на данном направлении лишь один завод – СП «Аркаим», который расположен на Дальнем Востоке и ориентирован на азиатский рынок. Другие поставщики гранул из разных российских регионов пытались продавать продукцию в Южную Корею в 2014-2015 гг., однако условия поставок и цены не особенно их удовлетворили. Из-за уменьшения товарооборота с Дальним Востоком и Южной Кореей, уменьшилось количество «возвратных контейнеров» и в 2016 г. никто из производителей с Северо-Запада России или центральной ее части поставки в Ю. Корею не делал.
     Привлекателен рынок Японии. Японские компании интересуются производством пеллет в России, готовы дать хорошую цену за гранулы, однако пока российские производители не поставляют пеллеты в эту страну. Сейчас ожидается то, что японские корпорации, которые стимулируются правительством к переходу на пеллеты, выйдут самостоятельно на российские заводы и начнут переговоры о поставках. В Японии приняты законы о том, что угольные электростанции должны использовать пеллеты для снижения выбросов углекислого газа в атмосферу. Страна идет по пути Европы с небольшим отставанием.

Пеллеты для котлов: характеристики биотоплива и его производители в Карелии

Краткое описание рыночной ситуации в 1-й половине 2017 года

     В первой половине 2017 года российские производители древесных топливных гранул показали стремительный рост. Выросли как объемы производства, так и объемы экспорта пеллет. В 2017 году ожидается экспорт древесных топливных гранул в объеме порядка 1,5 млн тонн. До этого Россия экспортировала около 1 млн тонн пеллет в год.

     В 1 полугодии 2017 года восстановилось производство гранул на крупнейшем пеллетном заводе России – ООО «Выборгская лесопромышленная корпорация» (пос. Советский, Ленобласть), который в конце 2016 года получил все требуемые европейские сертификаты, и уже в 2017 году занял положенное ему по мощностям и объемам производства лидирующее место в России, экспортировав 115780 тонн пеллет за январь-июнь 2017 года.

     Лидирующие позиции в области производства и экспорта древесных пеллет, по-прежнему, принадлежат хабаровскому СП «Аркаим», которое теперь работает под именем ООО «ЛАН», а также производителям из Архангельской области – ЗАО «Лесозавод 25» и ОАО «ЛДК-3», Красноярского края – ООО «ДОК Енисей» и ЗАО "Новоенисейский ЛХК", Иркутской области – ООО «Сибирские топливные гранулы» и ООО «Лесресурс», а также Брянской компании ООО «ДОЦ Плюс».
     Положительная динамика в увеличении экспорта древесных топливных гранул в 2017 году, а также в 2018 году и последующие годы ожидается благодаря тому, что транспортировка пеллет на экспорт стала поддерживаться российским правительством. С 2017 года российские предприятия-экспортеры пеллет могут компенсировать до 80% затрат на перевозку и лицензирование своей продукции, подав заявления в Российский экспортный центр. 
     Что касается европейских потребителей, то здесь потребность в древесных топливных гранулах нарастает год от года в связи с общеевропейской политикой ухода от ископаемых видов топлива. Так, датская компания Dong объявила о переименовании в связи с тем, что старое название не отражает экологической сути концерна. 
На азиатском направлении также идет оживление в сфере потребления биомассы. К южнокорейским компаниям, которые уже много лет работают с россиянами, в 2017 году присоединились японцы, сделавшие пробные закупки пеллет, а также китайские и монгольские компании.
     По данным Федеральной таможенной службы, за 1 половину 2017 года из России было экспортировано 702687 тонны древесных топливных гранул. Они вывозились морским, железнодорожным и автомобильным транспортом в Европу и Азию.
     Это на 11% больше, чем за 2-ю половину 2016 года и на 37% больше, чем за 1 половину 2016 года.
     По данным Росстата, в России за 1 половину 2017 года было выпущено 641 000 тонн древесных пеллет – это меньше, чем экспортировано на 9%. Однако здесь нужно учитывать, что часть гранул, предназначенных для экспорта могла храниться на складах и ожидать покупателей.
     Топливные гранулы экспортируются из России тремя видами транспорта: морским, автодорожным и железнодорожным. На первом месте по объемам стоят морские перевозки, второе место с большим отрывом занимает автомобильная отгрузка и лишь незначительное число компаний используют железную дорогу для экспорта пеллетной продукции в Европу. Чуть более 20% пеллет перевозятся в контейнерах, чуть менее 80% навалом или в мешках на паллетах без контейнеров.
Индексы цен и сами цены на древесные гранулы потихоньку растут, пройдя свой минимум в конце 2016 года.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО РЫНКУ ДРЕВЕСНЫХ ТОПЛИВНЫХ ГРАНУЛ по данным ИАА "ИНФОБИО"

 

Наверх
Товар добавлен в корзину